В статье рассматривается серия работ известного уральского художника Г. Райшева не только на уровне формального искусствоведческого анализа, но и на уровне включенности живописного полотна в глобальные процессы энергоинформационного обмена между различными пластами геокультурного пространства. На конкретных живописных примерах раскрывается особая русская ментальность, связанная с ориентированностью страны на сакральное пространство Севера. В тексте исследуется уникальное положение России, «развернутой» к Северу, и с точки зрения расположения территории, и в аспекте ее культурно-исторических притяжений. Показана энерго-информационная связанность России с другими пространствами планеты, обосновывается важная роль Уральского хребта в геокультурном пространстве Земли, выявлена значимость вертикальной координаты взаимодействий России через «врата Севера» с «живой» беспредельностью Космоса. Творчество Райшева опирается на традиции хантыйской мифологии. Но художник преодолевает узость национальных ракурсов и средствами живописи фиксирует едва уловимые слои пространства ноосферы. В серии картин «Российские песни» художнику удается визуализировать тонкое струение ноосферных потоков, преображающих грубость, жесткость российской повседневности и дающих энергию к преодолению «засасывающего застолья», «надрывной грусти и метаний». Таким образом, северная ориентация российских земель рассматривается как своеобразный гарант устойчивого развития страны и ее мощного творческого потенциала.
Translated title of the contributionGENNADY RAYSHEV'S PAINTINGS "RUSSIAN SONGS" AS A MYTHOLOGEM AND PHILOSOPHY OF COSMIC REALITY
Original languageRussian
Pages (from-to)251-260
Number of pages10
JournalВестник славянских культур
Volume52
Issue number2
Publication statusPublished - Jun 2019

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

    GRNTI

  • 18.00.00 ART. ART SCIENCES

ID: 10294401