Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Теологические истоки скандинавской модели государства всеобщего благоденствия: религиозные и светские интерпретации
AU - Степанова, Елена Алексеевна
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций - как религиозных, так и светских - некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическолютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.
AB - Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций - как религиозных, так и светских - некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическолютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.
KW - Lutheranism
KW - Scandinavian model
KW - Secularity
KW - Social democracy
KW - Universalism
KW - Welfare state
KW - “two kingdoms” doctrine
KW - "two kingdoms" doctrine
KW - CHURCH
KW - Lutheranism
KW - Scandinavian model
KW - secularity
KW - social democracy
KW - universalism
KW - welfare state
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46277044
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85111764520&partnerID=8YFLogxK
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000670706100003
U2 - 10.15382/STURI202195.45-63
DO - 10.15382/STURI202195.45-63
M3 - Статья
VL - 95
SP - 45
EP - 63
JO - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение
JF - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение
SN - 1991-640X
IS - 95
ER -
ID: 22845490