DOI

Актуальность исследования обусловлена высокими интеллектуальными и информационными нагрузками, которым подвергаются молодые люди в возрасте 16-18 лет. Цель исследования - определить специфику проявления когнитивных стилей у юношей и девушек в период обучения, который приходится на окончание школы и начало обучения в вузе. В исследовании приняли участие 90 человек (63 девушки и 27 юношей), средний возраст испытуемых: хср = 17,4; σ = 0,58. Для исследования аналитичности/холистичности использовались методики, соответствующие трем уровням проявления данного когнитивного стиля (восприятие, мышление и мировоззрение): «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица», «Методика оценки стилей мышления» и «Опросник AHS». Математическая обработка данных осуществлялась посредством φ*-критерия, дисперсионного анализа Фишера и корреляционного анализа Пирсона. Установлено, что различия между юношами и девушками связаны с уровнем восприятия (у юношей в большей степени проявляется аналитический, а у девушек - холистический стиль), и не проявляются на уровне мышления и мировоззрения. Независимо от пола наиболее тесные взаимосвязи наблюдаются у параметров «аналитичности - холистичности» и «импульсивности - рефлексивности». Полезависимость и визуализация как когнитивные стили также связаны с холистичностью, но у юношей и девушек это проявляется по-разному. Результаты исследования подтверждают данные о трехуровневой структурной организации когнитивных стилей, и о выделении аналитичности/холистичности в качестве базовой структуры, определяющей стилевые характеристики личности. Полученные данные позволят наиболее эффективно организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой проявления когнитивных стилей у юношей и девушек.
Translated title of the contributionResearch of interrelation of cognitive styles and their features in young men and women
Original languageRussian
Pages (from-to)251-261
Number of pages11
JournalПерспективы науки и образования
Volume42
Issue number6 (42)
DOIs
Publication statusPublished - 2019

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 15.21.00

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Philosophy

    Research areas

  • Analyticity.holistic, Cognitive styles, Gender differences

ID: 12033548