Standard

К реконструкции горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные лексикой неживой природы. / Berezovich, Elena; Ivanova, Elena.
In: Antropologicheskij Forum, Vol. 19, No. 58, 01.01.2023, p. 209-246.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e118306ca21a40f7a7ef21a46c3cf2a1,
title = "К реконструкции горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные лексикой неживой природы",
abstract = "В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных существ (антропоморфных и зооморфных), которые, по народным верованиям, хранят богатства недр (минералы и металлы) и способствуют или препятствуют их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, нолингвистический аспект до настоящего времени практически не разработан. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Авторы осуществляют семантико-мотивационную реконструкцию мифонимов. Рассматривается наиболее архаичная группа мифонимов, мотивированных лексикой неживой природы. На архаичность указывает в первую очередь тематическая принадлежность производящих основ: духи ландшафта (Горный батюшка, Горная матка, Семигор, Каменная девка), стихий (Огневка, Огневушка-Поскакушка), погодных условий (Морок, Синюшка, Синильга), горных пород и минералов (Малахитница, змеи-медянки, Хозяин Золота, Золотая девка, Золотая баба, Золотой Волос). Важной чертой некоторых архаичных мифонимов является полимотивационность, включенность в своеобразные мифопоэтические полимотивационные комплексы, соединяющие в себе факты, которые принадлежат разным каналам трансляции этнокультурной информации (язык, фольклорный текст, верования, обряд). Отличительная особенностьгорной мифонимии Урала — наличие мифонимов, образованных от местных топонимов: Азовка, Старик Таган{\'a}й, Богатырь Урал, Богатырь Полюд и др. Популярность этой модели объясняется как спецификой самих реалий (особенно если речь идет об Уральских горах с их фигурами выветривания), так и влиянием тюркской и обско-угорской традиций, где весьма популярны мифы о «каменных хозяевах». Отмечена также высокая активность «авторских» мифонимов, их взаимодействие с народной мифонимией и специфика: индивидуализация героя. Так, народный мифоним хозяйка в авторском произведении превращается в Хозяйку Медной горы.",
author = "Elena Berezovich and Elena Ivanova",
note = "Работа выполнена в рамках проекта «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», финансируемого Минобрнауки России (номер темы FEUZ-2023-0018).",
year = "2023",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246",
language = "Русский",
volume = "19",
pages = "209--246",
journal = "Antropologicheskij Forum",
issn = "1815-8870",
publisher = "Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук",
number = "58",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - К реконструкции горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные лексикой неживой природы

AU - Berezovich, Elena

AU - Ivanova, Elena

N1 - Работа выполнена в рамках проекта «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», финансируемого Минобрнауки России (номер темы FEUZ-2023-0018).

PY - 2023/1/1

Y1 - 2023/1/1

N2 - В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных существ (антропоморфных и зооморфных), которые, по народным верованиям, хранят богатства недр (минералы и металлы) и способствуют или препятствуют их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, нолингвистический аспект до настоящего времени практически не разработан. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Авторы осуществляют семантико-мотивационную реконструкцию мифонимов. Рассматривается наиболее архаичная группа мифонимов, мотивированных лексикой неживой природы. На архаичность указывает в первую очередь тематическая принадлежность производящих основ: духи ландшафта (Горный батюшка, Горная матка, Семигор, Каменная девка), стихий (Огневка, Огневушка-Поскакушка), погодных условий (Морок, Синюшка, Синильга), горных пород и минералов (Малахитница, змеи-медянки, Хозяин Золота, Золотая девка, Золотая баба, Золотой Волос). Важной чертой некоторых архаичных мифонимов является полимотивационность, включенность в своеобразные мифопоэтические полимотивационные комплексы, соединяющие в себе факты, которые принадлежат разным каналам трансляции этнокультурной информации (язык, фольклорный текст, верования, обряд). Отличительная особенностьгорной мифонимии Урала — наличие мифонимов, образованных от местных топонимов: Азовка, Старик Таганáй, Богатырь Урал, Богатырь Полюд и др. Популярность этой модели объясняется как спецификой самих реалий (особенно если речь идет об Уральских горах с их фигурами выветривания), так и влиянием тюркской и обско-угорской традиций, где весьма популярны мифы о «каменных хозяевах». Отмечена также высокая активность «авторских» мифонимов, их взаимодействие с народной мифонимией и специфика: индивидуализация героя. Так, народный мифоним хозяйка в авторском произведении превращается в Хозяйку Медной горы.

AB - В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных существ (антропоморфных и зооморфных), которые, по народным верованиям, хранят богатства недр (минералы и металлы) и способствуют или препятствуют их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, нолингвистический аспект до настоящего времени практически не разработан. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Авторы осуществляют семантико-мотивационную реконструкцию мифонимов. Рассматривается наиболее архаичная группа мифонимов, мотивированных лексикой неживой природы. На архаичность указывает в первую очередь тематическая принадлежность производящих основ: духи ландшафта (Горный батюшка, Горная матка, Семигор, Каменная девка), стихий (Огневка, Огневушка-Поскакушка), погодных условий (Морок, Синюшка, Синильга), горных пород и минералов (Малахитница, змеи-медянки, Хозяин Золота, Золотая девка, Золотая баба, Золотой Волос). Важной чертой некоторых архаичных мифонимов является полимотивационность, включенность в своеобразные мифопоэтические полимотивационные комплексы, соединяющие в себе факты, которые принадлежат разным каналам трансляции этнокультурной информации (язык, фольклорный текст, верования, обряд). Отличительная особенностьгорной мифонимии Урала — наличие мифонимов, образованных от местных топонимов: Азовка, Старик Таганáй, Богатырь Урал, Богатырь Полюд и др. Популярность этой модели объясняется как спецификой самих реалий (особенно если речь идет об Уральских горах с их фигурами выветривания), так и влиянием тюркской и обско-угорской традиций, где весьма популярны мифы о «каменных хозяевах». Отмечена также высокая активность «авторских» мифонимов, их взаимодействие с народной мифонимией и специфика: индивидуализация героя. Так, народный мифоним хозяйка в авторском произведении превращается в Хозяйку Медной горы.

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85174238040

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54882481

U2 - 10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246

DO - 10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246

M3 - Статья

VL - 19

SP - 209

EP - 246

JO - Antropologicheskij Forum

JF - Antropologicheskij Forum

SN - 1815-8870

IS - 58

ER -

ID: 46909185