Настоящая статья является первой научной публикацией, в которой анализируется творческий путь П. Е. Соколова (1886–1967), художника авангарда, сотрудника отдела ИЗО Наркомпроса, организатора Свободных государственных
художественных мастерских (СГХМ) в Воронеже, Перми, Екатеринбурге, Пензе в 1918–1921 гг. Долгое время имя художника было практически забыто, а в появившихся в 1960–1970-е гг. мемуарах его упоминали исключительно с негативной оценкой. Процесс «революционного преобразования» шел сложно, невозможно было не учитывать циркуляры и предписания из центра и специфику учебных
заведений старой школы, на базе которых возникали региональные СГХМ. Не просто складывались отношения с коллегами и партийным руководством на местах. Поэтому столь неоднозначны и противоречивы оценки деятельности «комиссара от искусства». Возникший в наши дни интерес к личности художника связан с процессом изучения истории СГХМ. Комплексное исследование опубликованных и вновь выявленных документальных материалов о революционных реформах в системе художественного образования в 1918–1920 гг. позволило выявить творческую позицию Соколова, его место в системе разнообразных левых направлений в искусстве этого времени.
Translated title of the contributionPYOTR SOKOLOV - COMMISSIONER OF FREE STATE ART WORKSHOPS: THE FATE OF THE REFORMER
Original languageRussian
Pages (from-to)165-181
Number of pages23
JournalИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Volume21
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2019

    Research areas

  • Russian art of the 1910s-1920s, avant-garde, SGHM, P. E. Sokolov

    WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 13.41.00

ID: 12253574