Настоящая статья является первой научной публикацией, в которой анализируется творческий путь П. Е. Соколова (1886–1967), художника авангарда, сотрудника отдела ИЗО Наркомпроса, организатора Свободных государственных
художественных мастерских (СГХМ) в Воронеже, Перми, Екатеринбурге, Пензе в 1918–1921 гг. Долгое время имя художника было практически забыто, а в появившихся в 1960–1970-е гг. мемуарах его упоминали исключительно с негативной оценкой. Процесс «революционного преобразования» шел сложно, невозможно было не учитывать циркуляры и предписания из центра и специфику учебных
заведений старой школы, на базе которых возникали региональные СГХМ. Не просто складывались отношения с коллегами и партийным руководством на местах. Поэтому столь неоднозначны и противоречивы оценки деятельности «комиссара от искусства». Возникший в наши дни интерес к личности художника связан с процессом изучения истории СГХМ. Комплексное исследование опубликованных и вновь выявленных документальных материалов о революционных реформах в системе художественного образования в 1918–1920 гг. позволило выявить творческую позицию Соколова, его место в системе разнообразных левых направлений в искусстве этого времени.