Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ О СОЦИАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
AU - Шуклина, Елена Анатольевна
N1 - Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021-2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций».
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - На базе эмпирических социологических исследований осуществлен анализ субъективного благополучия преподавателей высшей школы. Методологически выделено два направления, в которых реализовано рассмотрение социального благополучия в сфере профессиональной деятельности: исследование самооценок профессионального статуса педагога и анализ уровня социально-профессиональной защищенности. Выявлено, что самооценка профессионального статуса педагога вуза высока и является основным потенциалом позитивного субъективного благополучия. Она связана с высоко оцениваемыми образовательными и профессионально-квалификационными характеристиками статуса, выступающими в качестве требований к профессии и реально достигнутого соответствия им. Вместе с тем позитивно воспринимаемый педагогами вузов статус профессии вступает в противоречие со сниженной оценкой их финансово-экономического положения, определяющегося характеристиками уровня дохода и качества жизни. Другим показателем социального благополучия, рассмотренным в исследовании, стала оценка вузовскими преподавателями уровня социальной защищенности в рамках данного профессионального статуса и профессиональной среды. Тот факт, что лишь 12 % преподавателей ощущают себя социально защищенным, работая в вузе, свидетельствует о неблагополучии в функционировании института высшего образования и социальных требованиях к развитию его гуманистического потенциала. Социальная незащищенность вузовских преподавателей связана с гендерными, возрастными и территориальными различиями. Это - дискриминирующая практика является зоной риска и основным направлением для управленческих усилий по его нивелированию.
AB - На базе эмпирических социологических исследований осуществлен анализ субъективного благополучия преподавателей высшей школы. Методологически выделено два направления, в которых реализовано рассмотрение социального благополучия в сфере профессиональной деятельности: исследование самооценок профессионального статуса педагога и анализ уровня социально-профессиональной защищенности. Выявлено, что самооценка профессионального статуса педагога вуза высока и является основным потенциалом позитивного субъективного благополучия. Она связана с высоко оцениваемыми образовательными и профессионально-квалификационными характеристиками статуса, выступающими в качестве требований к профессии и реально достигнутого соответствия им. Вместе с тем позитивно воспринимаемый педагогами вузов статус профессии вступает в противоречие со сниженной оценкой их финансово-экономического положения, определяющегося характеристиками уровня дохода и качества жизни. Другим показателем социального благополучия, рассмотренным в исследовании, стала оценка вузовскими преподавателями уровня социальной защищенности в рамках данного профессионального статуса и профессиональной среды. Тот факт, что лишь 12 % преподавателей ощущают себя социально защищенным, работая в вузе, свидетельствует о неблагополучии в функционировании института высшего образования и социальных требованиях к развитию его гуманистического потенциала. Социальная незащищенность вузовских преподавателей связана с гендерными, возрастными и территориальными различиями. Это - дискриминирующая практика является зоной риска и основным направлением для управленческих усилий по его нивелированию.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48273125
U2 - 10.15593/2224-9354/2022.1.2
DO - 10.15593/2224-9354/2022.1.2
M3 - Статья
SP - 20
EP - 34
JO - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
JF - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
SN - 2224-9354
IS - 1
ER -
ID: 30011038