Введение. Естественным следствием активизации территориально-трудовой мобильности населения в современном мире является расширение межкультурных и межнациональных контактов, которые далеко не всегда бывают позитивными и конструктивными. К основным причинам напряженности межэтнических взаимоотношений коренных народов и мигрантов относится трудность адаптации переселенцев к новым условиям проживания. Процесс аккультурации сопровождается их стремлением изолироваться, что воспринимается коренными жителями территории как опасность. Актуальной проблемой и в России, и в других странах становится приобщение мигрантов к незнакомой им социокультурной среде, не угрожающее этническим ценностям. Цель статьи - представить итоги апробации тренинга по профилактике этнической отчужденности личности и формированию биэтнической идентичности. Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на концепцию «отчужденность - идентичность». На констатирующем этапе диагностики мигрантов (n = 410) был задействован комплекс методик кросс-культурной и этнической психологии. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с применением коэффициента корреляции Пирсона. Для испьпуемых с высокими показателями по шкале «отчужденность» (n = 15) был разработан и проведен специальный тренинг, результаты которого на контрольном этапе диагностики обрабатывались также посредством математико-статистических процедур с использованием T-критерия Вилкоксона. Результаты и научная значимость. Определены основные характеристики этнической отчужденности: социальная дезадаптация, депрессивность и дис гармония личности, ностальгия по родной культуре, индивидуализм, идентификация с родным этносом. Доказывается, что авторский этнокультурный тренинг способствует успешной адаптации переселенцев: личностное развитие, обучение нормам поведения в поликультурном пространстве и обретение межкультурной коммуникативной компетентности позволяют им встроиться в новую среду и чувствовать себя в ней более уверенно и комфортно. Практическая значимость. Предлагаемый методический инструментарий может быть внедрен в практику специалистов, реализующих государственную программу по адаптации мигрантов, работников социальных служб, информационных и адаптационных центров, сотрудников организаций и субъектов общественных объединений, занимающихся проблемами мигрантов.
Translated title of the contributionEthnocultural training as a factor in preventing ethnic alienation of a personality
Original languageRussian
Pages (from-to)157-180
Number of pages24
JournalОбразование и наука
Volume21
Issue number5
DOIs
Publication statusPublished - May 2019

    GRNTI

  • 15.00.00 PSYCHOLOGY

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Education & Educational Research

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

    Research areas

  • IDENTITY, alienation, biethnic identity, ethnic alienation, ethnocultural training, prevention

ID: 10006025