В последние годы мы наблюдаем, как европейский проект по конструированию наднациональной идентичности переживает один кризис за другим. Вопрос об использовании образа прошлого в формировании национальной и общеевропейской идентичности регулярно оказывается в центре дискуссий в европейской науке. В данной статье рассматривается роль образовательного пространства, кинематографа, истории войн, «юбилейных практик» в фокусе европейского проекта и французского патриотизма. Одна из главных причин, по которой авторы обратились к представлению французов именно о Наполеоновской эпохе, Первой и Второй мировых войнах, - это заметное положение данных событий в формировании национального и европейского патриотизма. Авторы, признавая тот факт, что во французском дискурсе приветствуется понятие гражданственности на основе общеевропейских ценностей, все же поставили под сомнение процесс формирования наднациональных рамок коллективной памяти.