Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Сино-тибетский стиль буддийской скульптуры: постановка атрибуционной проблемы
AU - Деменова, Виктория Владимировна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Статья посвящена одному из сложных дискуссионных вопросов, — понятию «стиль» и возможности его применения при атрибуции произведений буддийской металлической скульптуры. Этот аспект, который, как правило, является периферийным для классического востоковедения, буддологии и истории, где трактуется довольно свободно, выступает одним из ключевых для искусствоведения и музейно-атрибуционной деятельности. Отмечается терминологическое и фактологическое разнообразие обозначения «сино-тибетского стиля» в кругу исследователей искусства буддизма. Ставится вопрос: что именно несет в себе понятие «сино-тибетский стиль», является ли это указанием на корпус технических и пластических особенностей скульптур или лишь обозначением географии происхождения буддийских скульптур XVIII–XIX вв.? В качестве примера автор описывает три наиболее спорных в атрибуционном плане скульптуры (Будда Майтрея из частного собрания А. В. Глазырина (г. Екатеринбург), Будда Шакьямуни и Бегце из собрания Свердловского областного краеведческого музея), имеющих ряд схожих стилистических черт и которые, предположительно, могли бы быть отнесены к «сино-тибетскому стилю» XVIII в. Также приводятся результаты проведенного исследования состава металла данных скульптур при помощи рентгенфлуоресцентного анализатора (спектрометра) Лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета. На основании полученных данных о содержании веществ в сплаве и с учетом общих художественных и стилистических особенностей металлических изображений, выдвигается тезис о том, в каком случае наиболее корректно атрибуционное обозначение «тибето-китайский стиль» и когда оно может быть применено к буддийской золоченой скульптуре, созданной на территории Китая (маньчжурской династии Цинь) XVIII–XIX вв.
AB - Статья посвящена одному из сложных дискуссионных вопросов, — понятию «стиль» и возможности его применения при атрибуции произведений буддийской металлической скульптуры. Этот аспект, который, как правило, является периферийным для классического востоковедения, буддологии и истории, где трактуется довольно свободно, выступает одним из ключевых для искусствоведения и музейно-атрибуционной деятельности. Отмечается терминологическое и фактологическое разнообразие обозначения «сино-тибетского стиля» в кругу исследователей искусства буддизма. Ставится вопрос: что именно несет в себе понятие «сино-тибетский стиль», является ли это указанием на корпус технических и пластических особенностей скульптур или лишь обозначением географии происхождения буддийских скульптур XVIII–XIX вв.? В качестве примера автор описывает три наиболее спорных в атрибуционном плане скульптуры (Будда Майтрея из частного собрания А. В. Глазырина (г. Екатеринбург), Будда Шакьямуни и Бегце из собрания Свердловского областного краеведческого музея), имеющих ряд схожих стилистических черт и которые, предположительно, могли бы быть отнесены к «сино-тибетскому стилю» XVIII в. Также приводятся результаты проведенного исследования состава металла данных скульптур при помощи рентгенфлуоресцентного анализатора (спектрометра) Лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета. На основании полученных данных о содержании веществ в сплаве и с учетом общих художественных и стилистических особенностей металлических изображений, выдвигается тезис о том, в каком случае наиболее корректно атрибуционное обозначение «тибето-китайский стиль» и когда оно может быть применено к буддийской золоченой скульптуре, созданной на территории Китая (маньчжурской династии Цинь) XVIII–XIX вв.
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000818567800003
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49095425
U2 - 10.15826/izv2.2022.24.2.039
DO - 10.15826/izv2.2022.24.2.039
M3 - Статья
VL - 24
SP - 272
EP - 286
JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
SN - 2227-2283
IS - 2
ER -
ID: 30725272