Современные технологии приводят к появлению новых видов производства и трансформации старых, что нередко влечет за собой потерю представителями старшего поколения работы, дохода и статуса и обусловливает кризис утраты профессии. Все эти факторы определяют необходимость изучения особенностей профессионального развития в старшем возрасте. Цель публикации - рассмотрение психологических особенностей профессионального развития в период поздней зрелости. Методология, методы и методики. Смыслообразующей установкой методологии исследования выступил субъектный подход, рассматривающий человека как активного субъекта труда, способного успешно и эффективно реа лизовывать различные виды профессиональной деятельности, таким образом обеспечивая достойный уровень жизни. Для оценки уровня внутренней и внешней мотивации применялся стандартизированный опросник К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана, для определения уровня качества жизни - «Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни». Параметры профессионального развития оценивались при помощи анкеты с вопросами закрытого типа - адаптированной методи ки «Анкета работающего пенсионера» Н. С. Глуханюк и Т. Б. Сергеевой. В исследовании приняли участие 77 профессионалов в возрасте от 50 до 74 лет, из них 19 мужчин и 58 женщин. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна - Уитни (U) и критерий Спирмена, а также факторный анализ по методу максимального правдоподобия. Результаты. Сравнение мотивации респондентов разного возраста обнаружило, что у работников старше 60 лет более выражен мотив стабильности и условий работы, чем у 50-60-летних сотрудников. Значения показателей качества жизни оказались связаны с профессиональным стажем: проработавшие более 30 лет сотрудники выше оценивают состояние своего физического и психического здоровья и жизненного благополучия, чем со трудники, имеющие стаж от 21 до 30 лет. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследования о связи качества жизни и трудовой мотивации с характеристиками профессионального развития. Верным оказалось и предположение о том, что качество жизни в период поздней зрелости зависит от способности преодолевать возникающие на рабочем месте трудности. В результате факторного анализа были выделены факторы психологической готовности к наставничеству («Потребность в наставничестве», «Выгоды наставничества», «Влияние наставничества на основную работу», «Минусы наставничества»), самооценки трудовой деятельности («Социальный аспект», «Профессиональный аспект», «Продолжение трудовой деятельности», «Вос требованность на рынке труда») и психологических трудностей («Возраст ные изменения», «Влияние опыта», «Психофизиологические трудности», «Ког нитивные изменения») в период поздней зрелости. Научная новизна. Впервые в возрастной психологии обсуждается вопрос о взаимосвязи мотивации и качества жизни в старшем возрасте; анализируются факторы профессионального развития; установлено, что наи более значимой характеристикой качества жизни для профессионального развития является окружающая среда. Результаты исследования доказывают правомерность рассмотрения поздней взрослости как возраста развития, содержащего необходимые психологические ресурсы для преодоления воз растных изменений и реализации себя в профессиональной деятельности. Практическая значимость. Полученные данные имеют важное значение для разработки стратегии профессионального развития в старшем возрасте, которая позволит определить технологии психологического сопро вождения сотрудников, повышения производительности труда и снижения профессионального травматизма. С учетом специфики мотивации профес сиональной деятельности представителей старшего поколения и характери стик качества их жизни могут быть разработаны программы преодоления кризиса утраты профессии.
Translated title of the contributionPSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN LATE ADULTHOOD
Original languageRussian
Pages (from-to)75-107
Number of pages33
JournalОбразование и наука
Volume22
Issue number8
DOIs
Publication statusPublished - 2020

    Research areas

  • DETERMINANTS, OLDER WORKERS, factors of professional development, late adulthood, mentoring, motivation, professional development, quality of life, Factors of professional development, Quality of life, Motivation, Late adulthood, Mentoring, Professional development

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

    WoS ResearchAreas Categories

  • Education & Educational Research

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 15.21.00

ID: 14195654