В статье рассматриваются практики повседневной мобильности молодёжи средних моногородов Свердловской области — Ревды и Краснотурьинска. Оба города входят в орбиты агломераций, одна из которых формируется вокруг Екатеринбурга, а другая — на севере области. Сходные по
размерам, эти города находятся на близком (Ревда) и дальнем (Краснотурьинск) расстоянии от областного центра. Население Ревды растёт, а Краснотурьинска, наоборот, уменьшается. Практики повседневной мобильности населения этих городов зависят от существующей транспортной сети, различных дефицитов, информационных ресурсов.
Нас интересуют два выражения повседневной транспортной мобильности: внутренняя, связывающая места в рамках городского пространства, и внешняя, объединяющая различные поселения. Практики мобильности складываются в траектории и маршруты, которые становятся
элементами городских пространств и заполняют собой транспортную инфраструктуру территории, придавая ей социальную значимость и своеобразный «вес» в зависимости от того, кто и как часто эти траектории актуализирует. В фокусе исследования — опыт молодых горожан, поскольку именно они, во-первых, транслируют сложившиеся в городе оценки
транспортной ситуации; во-вторых, активно передвигаются по городу как с родителями и (или) родственниками, так и с друзьями или в одиночку; в-третьих, именно молодёжь, особенно после окончания школы, создаёт
поток исходящей мобильности.
Проведённые в течение 2018 г. 60 индивидуальных полуформализованных интервью с экспертами и жителями изучаемых городов, 11 групповых дискуссий среди старшеклассников и студентов колледжей (224 участника) с
применением рисуночных техник составляют эмпирическую базу исследования.
Привлекательность для молодёжи таких территорий, как Ревда и Краснотурьинск, во многом основана на разнообразии мест и возможности наделять часть из них новыми смыслами. Результаты исследования показывают, что пространство своего города рассматривается молодыми людьми как освоенное и известное, а это усиливает интерес к другим, менее знакомым территориям. Расширение возможностей мобильности в формате агломераций не способствует намерениям школьников вернуться в родной город после получения профессионального образования, что создаёт проблему в обеспечении предприятий кадрами необходимой квалификации. Таким образом, развитие повседневной мобильности молодёжи не является оппозицией территориальной укоренённости и привязанности,
но способствует возникновению новых вызовов для развития локального, регионального и межрегионального рынка труда.
Translated title of the contributionEveryday Mobility of Youth in Small Ural Cities
Original languageRussian
Pages (from-to)78-113
Number of pages36
JournalЭкономическая социология
Volume20
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - Sept 2019

    Level of Research Output

  • VAK List

    ASJC Scopus subject areas

  • Economics and Econometrics
  • Sociology and Political Science

    GRNTI

  • 04.00.00 SOCIOLOGY

    WoS ResearchAreas Categories

  • Sociology

ID: 11122451