DOI

Разработка и реализация стратегий экономического и социального развития регионов России на период до 2035 года делает актуальным адекватное развитие транспортных услуг, затрагивающих все отрасли экономики и слои населения. В связи с этим в работе предложена модель, связывающая характеристики пассажирских и грузовых потоков с параметрами экономического и социального развития и демографической ситуацией в регионе. Такая модель позволяет конкретизировать нагрузку на транспортную систему, вытекающую из планов социально-экономического развития, а также планируемых решений в области хозяйственной деятельности. Для разработки модели были отобраны характеристики, описывающие экономическую ситуацию, рынок труда, демографические характеристики уровень жизни и социальную ситуацию в анализируемом субъекте,
имеющие наибольшие коэффициенты корреляции с анализируемыми параметрами транспортной инфраструктуры. Затем пошагово проводился регрессионный анализ, при этом на каждом шаге к уже имеющимся переменным модели добавлялась новая, дающая наибольший прирост коэффициента детерминированности R2. Показано, что основным фактором, определяющим количество перевезенных автобусами общего пользования пассажиров, является среднегодовая численность занятых; на пассажирооборот наиболее сильно влияет численность населения. Количество перевезенных грузов определяется параметрами, характеризующими уровень развития производства (инвестициями в основной капитал и основными фондами в экономике, а также объемом отгруженных товаров собственного производства). Использование нелинейных моделей и сетей не привело к существенному уменьшению ошибок моделей. В работе также проведена кластеризация регионов РФ по показателям социально-экономического развития и характеристикам транспортной инфраструктуры, влияющим на транспортные потоки, оценена эффективность использования транспортной инфраструктуры в различных кластерах. Это позволит осуществлять целенаправленный бенчмаркинг — выбор субъектов для сравнения с анализируемым регионом
Translated title of the contributionMathematical Modelling of Regional Cargo and Passenger Flows
Original languageRussian
Pages (from-to)1212-1225
Number of pages14
JournalEconomy of Region
Volume15
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2019

    ASJC Scopus subject areas

  • Environmental Science (miscellaneous)
  • Environmental Science(all)
  • Social Sciences(all)
  • Economics, Econometrics and Finance(all)
  • Business, Management and Accounting (miscellaneous)
  • Business, Management and Accounting(all)

    Research areas

  • Kohonen self-organizing map, cargo turnover, clustering, correlation coefficients, data mining, determinacy coefficients, hierarchical structure of clusters, k-means method, multidimensional regression, passenger and cargo flows, passenger turnover, socio-economic development

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 73.00.00 TRANSPORT

    WoS ResearchAreas Categories

  • Area Studies

ID: 11785448