Standard

Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании. / Stepanova, E. A.
In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia, Vol. 35, No. 1, 01.01.2019, p. 209-221.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Stepanova, EA 2019, 'Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании', Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia, vol. 35, no. 1, pp. 209-221. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.117

APA

Vancouver

Stepanova EA. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia. 2019 Jan 1;35(1):209-221. doi: 10.21638/spbu17.2019.117

Author

Stepanova, E. A. / Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia. 2019 ; Vol. 35, No. 1. pp. 209-221.

BibTeX

@article{4ae6217b12574d2ea2272ad9e4e0830a,
title = "Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании",
abstract = "В статье анализируется смысл понятия «секулярность» в социально-культурном контексте Дании, являющейся одной из самых секулярных наций в мире, притом что Евангелическая лютеранская церковь там имеет статус государственной. Особое положение Folkekirke закреплено в конституции страны 1953 г., оговаривающей государственные гарантии по созданию благоприятных условий для ее деятельности, а также частичное финансирование. В то же время конституция провозглашает свободу вероисповедания. Это обстоятельство в качестве предмета исследования порождает многие теоретические проблемы, связанные, в первую очередь, с уточнением смысла используемых в нем основных понятий и специфики их применимости к социально-культурной ситуации каждой конкретной страны. С точки зрения типологии секулярности, Дания обычно рассматривается как промежуточная модель между британской системой «установленной» (established) церкви и французским принципом l{\"a}icit{\'e}. В статье термин «секулярность» рассматривается в свете современных академических дискуссий о теории секуляризации, о множественных модерностях и множественных секулярностях; последняя подразумевает одновременное существование различных типов секулярности, формирующихся в рамках культурно-исторических традиций той или иной страны и постоянно изменяющихся под влиянием возникающих социетальных реальностей. Представлен критический обзор некоторых наиболее популярных теоретических версий, существующих в западных исследованиях религии, где делается попытка объяснения причин и характера секулярности в Дании, а также в других странах Северной Европы. Автор делает вывод о том, что рассмотренные варианты в целом не противоречат друг другу, но дополняют друг друга и демонстрируют тот факт, что адекватная интерпретация всякого сложного явления не должна быть односторонней и замкнутой в пределах какой-то одной предметной области.",
keywords = "cultural religiosity, Folkekirke, hidden sacrality, multiple modernities, religiosity, secularity",
author = "Stepanova, {E. A.}",
year = "2019",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.21638/spbu17.2019.117",
language = "Русский",
volume = "35",
pages = "209--221",
journal = "Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia",
issn = "2542-2278",
publisher = "Санкт-Петербургский государственный университет",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании

AU - Stepanova, E. A.

PY - 2019/1/1

Y1 - 2019/1/1

N2 - В статье анализируется смысл понятия «секулярность» в социально-культурном контексте Дании, являющейся одной из самых секулярных наций в мире, притом что Евангелическая лютеранская церковь там имеет статус государственной. Особое положение Folkekirke закреплено в конституции страны 1953 г., оговаривающей государственные гарантии по созданию благоприятных условий для ее деятельности, а также частичное финансирование. В то же время конституция провозглашает свободу вероисповедания. Это обстоятельство в качестве предмета исследования порождает многие теоретические проблемы, связанные, в первую очередь, с уточнением смысла используемых в нем основных понятий и специфики их применимости к социально-культурной ситуации каждой конкретной страны. С точки зрения типологии секулярности, Дания обычно рассматривается как промежуточная модель между британской системой «установленной» (established) церкви и французским принципом läicité. В статье термин «секулярность» рассматривается в свете современных академических дискуссий о теории секуляризации, о множественных модерностях и множественных секулярностях; последняя подразумевает одновременное существование различных типов секулярности, формирующихся в рамках культурно-исторических традиций той или иной страны и постоянно изменяющихся под влиянием возникающих социетальных реальностей. Представлен критический обзор некоторых наиболее популярных теоретических версий, существующих в западных исследованиях религии, где делается попытка объяснения причин и характера секулярности в Дании, а также в других странах Северной Европы. Автор делает вывод о том, что рассмотренные варианты в целом не противоречат друг другу, но дополняют друг друга и демонстрируют тот факт, что адекватная интерпретация всякого сложного явления не должна быть односторонней и замкнутой в пределах какой-то одной предметной области.

AB - В статье анализируется смысл понятия «секулярность» в социально-культурном контексте Дании, являющейся одной из самых секулярных наций в мире, притом что Евангелическая лютеранская церковь там имеет статус государственной. Особое положение Folkekirke закреплено в конституции страны 1953 г., оговаривающей государственные гарантии по созданию благоприятных условий для ее деятельности, а также частичное финансирование. В то же время конституция провозглашает свободу вероисповедания. Это обстоятельство в качестве предмета исследования порождает многие теоретические проблемы, связанные, в первую очередь, с уточнением смысла используемых в нем основных понятий и специфики их применимости к социально-культурной ситуации каждой конкретной страны. С точки зрения типологии секулярности, Дания обычно рассматривается как промежуточная модель между британской системой «установленной» (established) церкви и французским принципом läicité. В статье термин «секулярность» рассматривается в свете современных академических дискуссий о теории секуляризации, о множественных модерностях и множественных секулярностях; последняя подразумевает одновременное существование различных типов секулярности, формирующихся в рамках культурно-исторических традиций той или иной страны и постоянно изменяющихся под влиянием возникающих социетальных реальностей. Представлен критический обзор некоторых наиболее популярных теоретических версий, существующих в западных исследованиях религии, где делается попытка объяснения причин и характера секулярности в Дании, а также в других странах Северной Европы. Автор делает вывод о том, что рассмотренные варианты в целом не противоречат друг другу, но дополняют друг друга и демонстрируют тот факт, что адекватная интерпретация всякого сложного явления не должна быть односторонней и замкнутой в пределах какой-то одной предметной области.

KW - cultural religiosity

KW - Folkekirke

KW - hidden sacrality

KW - multiple modernities

KW - religiosity

KW - secularity

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85064111990&partnerID=8YFLogxK

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000462816500017

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37174517

U2 - 10.21638/spbu17.2019.117

DO - 10.21638/spbu17.2019.117

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85064111990

VL - 35

SP - 209

EP - 221

JO - Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia

JF - Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia

SN - 2542-2278

IS - 1

ER -

ID: 9302833