Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2f4ac8b98bcd4b238d7fa05a18b5323a,
title = "КУЛЬТУРА ВЫБОРА В ПАРАДИГМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ",
abstract = "Объектом исследования является репрезентация феномена выбора сквозь оптику культурологического знания. Предмет - концепт культуры выбора, представляющий собой синтезированное содержание первичных теоретических допущений. В статье рассмотрены современные социокультурные исследования выбора, выполненные в рамках прагматического поворота, поворота к материальному, современной критической теории. Аналитический инструментарий культурологии используется в исследованиях культурного репертуара практик совершения выбора, представляющих выбор как реальное действие, разворачивающееся в пространстве и времени; исторической эволюции практик совершения выбора, закрепленных в культурных нормах и объектах материальной культуры; изучении выбора как дискурсивной категории, границы и значения которой культурно-обусловлены. В статье впервые представлен обзор зарубежных исследований выбора, выполненных в рамках культурологической парадигмы, позволяющий отечественному читателю познакомиться с актуальным направлением научной мысли. Показано, что намечается самостоятельная область культурологических исследований выбора, однако ввиду сложности объекта для таких разработок специфична разрозненность используемых методов и подходов. Для конкретизации и развития социокультурных представлений о выборе мы предлагаем специфическую понятийную конструкцию - концепт «культура выбора», обладающий своей внутренней структурой. В структуре «культуры выбора» нами выделены два компонента: субъектный и средовой. Под субъектным компонентом понимаются интериоризированные индивидом культурные ценности, нормы, правила, принципы, которыми руководствуется субъект при совершении выбора, а также обусловленные культурой память субъекта о прошлом и предвидение будущего. Средовой компонент представляет собой особенности среды, в которой индивид совершает выбор, - поступающую в настоящий момент информацию об альтернативах выбора, а также инструменты и механизмы среды, которые использует субъект при совершении выбора. Обозначены перспективы использования социокультурных наработок исследования выбора в практико-ориентированных областях.",
author = "Калайкова, {Юлия Владимировна} and Панкина, {Марина Владимировна}",
year = "2022",
doi = "10.7256/2454-0625.2022.9.38842",
language = "Русский",
pages = "28--40",
journal = "Культура и искусство",
issn = "2222-1956",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью {"}НБ-Медиа{"}",
number = "9",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - КУЛЬТУРА ВЫБОРА В ПАРАДИГМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

AU - Калайкова, Юлия Владимировна

AU - Панкина, Марина Владимировна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Объектом исследования является репрезентация феномена выбора сквозь оптику культурологического знания. Предмет - концепт культуры выбора, представляющий собой синтезированное содержание первичных теоретических допущений. В статье рассмотрены современные социокультурные исследования выбора, выполненные в рамках прагматического поворота, поворота к материальному, современной критической теории. Аналитический инструментарий культурологии используется в исследованиях культурного репертуара практик совершения выбора, представляющих выбор как реальное действие, разворачивающееся в пространстве и времени; исторической эволюции практик совершения выбора, закрепленных в культурных нормах и объектах материальной культуры; изучении выбора как дискурсивной категории, границы и значения которой культурно-обусловлены. В статье впервые представлен обзор зарубежных исследований выбора, выполненных в рамках культурологической парадигмы, позволяющий отечественному читателю познакомиться с актуальным направлением научной мысли. Показано, что намечается самостоятельная область культурологических исследований выбора, однако ввиду сложности объекта для таких разработок специфична разрозненность используемых методов и подходов. Для конкретизации и развития социокультурных представлений о выборе мы предлагаем специфическую понятийную конструкцию - концепт «культура выбора», обладающий своей внутренней структурой. В структуре «культуры выбора» нами выделены два компонента: субъектный и средовой. Под субъектным компонентом понимаются интериоризированные индивидом культурные ценности, нормы, правила, принципы, которыми руководствуется субъект при совершении выбора, а также обусловленные культурой память субъекта о прошлом и предвидение будущего. Средовой компонент представляет собой особенности среды, в которой индивид совершает выбор, - поступающую в настоящий момент информацию об альтернативах выбора, а также инструменты и механизмы среды, которые использует субъект при совершении выбора. Обозначены перспективы использования социокультурных наработок исследования выбора в практико-ориентированных областях.

AB - Объектом исследования является репрезентация феномена выбора сквозь оптику культурологического знания. Предмет - концепт культуры выбора, представляющий собой синтезированное содержание первичных теоретических допущений. В статье рассмотрены современные социокультурные исследования выбора, выполненные в рамках прагматического поворота, поворота к материальному, современной критической теории. Аналитический инструментарий культурологии используется в исследованиях культурного репертуара практик совершения выбора, представляющих выбор как реальное действие, разворачивающееся в пространстве и времени; исторической эволюции практик совершения выбора, закрепленных в культурных нормах и объектах материальной культуры; изучении выбора как дискурсивной категории, границы и значения которой культурно-обусловлены. В статье впервые представлен обзор зарубежных исследований выбора, выполненных в рамках культурологической парадигмы, позволяющий отечественному читателю познакомиться с актуальным направлением научной мысли. Показано, что намечается самостоятельная область культурологических исследований выбора, однако ввиду сложности объекта для таких разработок специфична разрозненность используемых методов и подходов. Для конкретизации и развития социокультурных представлений о выборе мы предлагаем специфическую понятийную конструкцию - концепт «культура выбора», обладающий своей внутренней структурой. В структуре «культуры выбора» нами выделены два компонента: субъектный и средовой. Под субъектным компонентом понимаются интериоризированные индивидом культурные ценности, нормы, правила, принципы, которыми руководствуется субъект при совершении выбора, а также обусловленные культурой память субъекта о прошлом и предвидение будущего. Средовой компонент представляет собой особенности среды, в которой индивид совершает выбор, - поступающую в настоящий момент информацию об альтернативах выбора, а также инструменты и механизмы среды, которые использует субъект при совершении выбора. Обозначены перспективы использования социокультурных наработок исследования выбора в практико-ориентированных областях.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49516576

U2 - 10.7256/2454-0625.2022.9.38842

DO - 10.7256/2454-0625.2022.9.38842

M3 - Статья

SP - 28

EP - 40

JO - Культура и искусство

JF - Культура и искусство

SN - 2222-1956

IS - 9

ER -

ID: 31033504