Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
AU - Соболева, М.
N1 - Publisher Copyright: © Maja Soboleva, 2022
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Цель статьи состоит в феноменологическом исследовании политического действия. Анализ включает три направления: понятие действия, определяющие политическое действие парадигмы и его цель. Анализируя действие, мы сначала различаем понятия «действовать» и «агировать». «Действовать» подразумевает осознаваемое, обдуманное, совершаемое по собственной воле, рациональное действие. В отличие от него «агировать» значит вести себя бессознательно или неосознанно, механически или автоматически, пассивно или инстинктивно. Политические импликации различения между человеком действующим и человеком агирующим можно сформулировать в терминах «свобода действия» и «принуждение агировать», а последние использовать как критерий для определения типа общественной системы, а также для оценки коррелирующего с ним психологического состояния общества. Затем анализируется действие как процесс и как результат. Показывается, что в социальной сфере действие предстает как сумма этих моментов, а само социальное бытие человека есть производная от действия. Последним аспектом анализа действия выступает ответственность. Показано, что ответственность можно проинтерпретировать как осознание и признание индивидуумом своей роли в истории. Второй частью работы является исследование парадигм и правил политического действия в так называемых открытых и закрытых обществах. Показывается, что политическое действие в рамках открытого общества ограничено только со стороны законодательства. В условиях закрытого общества политическое действие практически оказывается невозможным: граждане не действуют, а «агируют», поскольку для действия отсутствуют условия. Анализируется роль социальных мифов как факторов, влияющих на деятельность людей. В последней части анализируется конечная цель политического действия. Традиционно политическая философия исходила из того, что сущность политики исчерпывается проблемами соотношения государства и человека. Однако основываясь на теории Ханны Арендт, можно сформулировать задачу политического действия как достижение гуманизма в человеке, взятом не в его отношении к государству, а в отношении к самому себе. Показано, что минимальное политическое действие, которое можно квалифицировать как гуманизм, состоит в способности и мужестве пользоваться собственным умом.
AB - Цель статьи состоит в феноменологическом исследовании политического действия. Анализ включает три направления: понятие действия, определяющие политическое действие парадигмы и его цель. Анализируя действие, мы сначала различаем понятия «действовать» и «агировать». «Действовать» подразумевает осознаваемое, обдуманное, совершаемое по собственной воле, рациональное действие. В отличие от него «агировать» значит вести себя бессознательно или неосознанно, механически или автоматически, пассивно или инстинктивно. Политические импликации различения между человеком действующим и человеком агирующим можно сформулировать в терминах «свобода действия» и «принуждение агировать», а последние использовать как критерий для определения типа общественной системы, а также для оценки коррелирующего с ним психологического состояния общества. Затем анализируется действие как процесс и как результат. Показывается, что в социальной сфере действие предстает как сумма этих моментов, а само социальное бытие человека есть производная от действия. Последним аспектом анализа действия выступает ответственность. Показано, что ответственность можно проинтерпретировать как осознание и признание индивидуумом своей роли в истории. Второй частью работы является исследование парадигм и правил политического действия в так называемых открытых и закрытых обществах. Показывается, что политическое действие в рамках открытого общества ограничено только со стороны законодательства. В условиях закрытого общества политическое действие практически оказывается невозможным: граждане не действуют, а «агируют», поскольку для действия отсутствуют условия. Анализируется роль социальных мифов как факторов, влияющих на деятельность людей. В последней части анализируется конечная цель политического действия. Традиционно политическая философия исходила из того, что сущность политики исчерпывается проблемами соотношения государства и человека. Однако основываясь на теории Ханны Арендт, можно сформулировать задачу политического действия как достижение гуманизма в человеке, взятом не в его отношении к государству, а в отношении к самому себе. Показано, что минимальное политическое действие, которое можно квалифицировать как гуманизм, состоит в способности и мужестве пользоваться собственным умом.
KW - act
KW - humanism
KW - operate
KW - paradigms of action
KW - political action
KW - purpose of action
KW - responsibility
KW - social myth
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85134694597&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49241425
U2 - 10.21638/2226-5260-2022-11-402-420
DO - 10.21638/2226-5260-2022-11-402-420
M3 - Статья
AN - SCOPUS:85134694597
VL - 11
SP - 402
EP - 420
JO - Horizon. Studies in Phenomenology
JF - Horizon. Studies in Phenomenology
SN - 2226-5260
IS - 1
ER -
ID: 30627404