В 1990-е годы, когда я пришла работать в Свердловский архитектурный институт (ныне Уральский государственный архитектурно-художественный университет в Екатеринбурге), молодых преподавателей можно было пересчитать по пальцам. Не вдаваясь в объяснение причин, констатируем, что именно тогда во многих профессиях, включая архитектуру и градостроительство, возник разрыв поколений. Чем плох такой разрыв для профессии? Наверное, даже не тем, что люди разных возрастов говорят на разном языке или настороженно относятся друг к другу, работая в команде. Эти шероховатости вполне преодолимы. Но исчезает преемственность. То, что копится целыми десятилетиями, внезапно становится некому передать. Опыт, особенно практический, размывается очень быстро. Десять-пятнадцать выпусков студентов уносят в большой мир опыт своих педагогов, но как бы не возвращают его обратно, не обогащают их новыми знаниями. В результате не обновляются учебники, пособия, классификации, методики. Профессия как бы замирает в своем развитии. Заимствование внешнего опыта происходит, но не спасает положения. Обширные, во многом новаторские знания архитекторов и градостроителей середины XX века вызывают сегодня растущий интерес, и это замечательно. Они не устарели, они открываются нами вновь. Идеи мастеров русского авангарда, проекты промышленных сооружений времен индустриализации, концепции соцгородов, советский опыт жилищного строительства, анализ городской среды 1970-х годов по прошествии времени вызывают не только интерес, но и восхищение - своей глубиной, эрудицией, профессиональной культурой. Они показывают, насколько значима для профессии непрерывная цепочка поколений и аккумуляция мастерства. Ни одна профессия не существует без этого механизма. И вот он включается вновь. Молодые специалисты говорят об информационных технологиях и моделируют будущее городов, пользуясь новыми инструментами, но, по сути, ставя те же вопросы, что решали их предшественники. Новое поколение учит тех, кто старше, и наоборот. Тема настоящей колонки возникла в ходе просмотра отредактрированных статей, с авторами многих мы сотрудничаем не один год. Стало видно, что нынче у нас представлены все поколения и все возрасты, от магистрантов до мэтров. Статьи подтверждают, что разрыв поколений уходит в прошлое, обеспечивая профессии новые проектные и научные горизонты.
Original languageRussian
Pages (from-to)3-3
Number of pages1
JournalАкадемический вестник УралНИИпроект РААСН
Issue number1 (60)
Publication statusPublished - 2024

    Level of Research Output

  • VAK List

ID: 56694254