Описание

Целью проекта является философско-культурологический анализ отношений между повседневностью и кинематографом. Актуальность темы продиктована стремительными трансформациями в современном кинематографе, его языке, технологиях производства и потребления, и отстающим уровнем философской рефлексии этих изменений. Кроме того, актуальность вызвана необходимостью осмысления влияния на развитие кинематографа, его мировоззренческого содержания и языка таких внехудожественных факторов, которые ранее не были предметом пристального анализа, а именно – феномена повседневности. Исследование имеет определенную логику и структуру задач. Сначала будет проведен анализ философских, социологических и культурологических теорий повседневности. Особое место уделяется социальной феноменологии как предполагаемой теоретико- методологической базы анализа, так как она обладает высоким потенциалом применимости как к исследованию повседневности, так и кинематографа. Затем планируется проведение сравнительного исследования повседневности как особой реальности и кинореальности. Предполагается, что это поможет выявить точки структурно-функционального изоморфизма между реальностью повседневности и кинематографической реальностью. Описание места, статуса и ценности концепта повседневности в культуре ХХ – ХХI веков предпринимается для изучения исторических версий трактовок повседневности в кино. На третьем этапе исследования будет проведен сравнительный анализ между репрезентацией и конструированием повседневности в разных типах кинематографа: игровом и документальном; проблематизированы границы между этими типами через описание современного кинопроцесса. Новизна исследования находится одновременно в двух предметных сферах, позволяя прояснить современное состояние кинематографа сквозь социальную динамику повседневности как области конечных значений, и одновременно выявить влияние киноискусства на социум через конструирование повседневности. Научная значимость проекта заключается в разработке теоретической модели, объясняющей существование кинематографа в двух модусах: документальном и игровом, - через призму особенностей репрезентации/конструирования повседневной реальности в киноискусстве. Анализ и сопоставление конструирования/репрезентации повседневности в игровых и неигровых (документальных) модусах кинематографа предоставит возможность более ясно сформулировать современное положение дел в теории кино и более точно оценить необходимость данного разделения в современном кинематографе. Ожидаемые результаты исследования заключаются в развернутом доказательстве гипотезы о глубинном изоморфизме между феноменом современной повседневности и процессом, получившим в современной кинокритике гипотетическое и условное название – «постправда», но недостаточно теоретически разработанным, а также не имеющим на данный момент философско-культурологического определения. В качестве научных результатов проекта за два года будут опубликованы 2 статьи в журналах, входящих в список ВАК, а также 1 статья, опубликованная в журнале, включенном в международные базы научного цитирования Scopus или Web of Science. В рамках апробации промежуточных результатов исследования Якимов А. Е. обязуется выступить на 3-х научных конференциях. Заключительным результатом будет обсуждение текста кандидатской диссертации на заседании кафедры и вынесение на защиту в диссертационном совете по специальности «Философия культуры».
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания01/10/201930/09/2021

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РЦНИ (РФФИ)

    ГРНТИ

  • 18.67.07 Теория киноискусства

ID: 10894662