Description

Проект реализуется в рамках программы "ПРИОРИТЕТ 2030".
Достижение поставленной цели проекта будет осуществляться путём реализации научных тематик, соответствующих направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»). Финансирование научных тематик будет осуществляться за счёт привлечённого внебюджетного и бюджетного финансирования, в том числе средств гранта в форме субсидии из федерального бюджета, предоставленного на оказание поддержки Программы развития УрФУ на 2021-2030 гг. в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 года № 729), которые будут направлены на реализацию научной тематики «Демографические данные исторического населения России: системы сбора и анализа», прошедшей конкурсный отбор.
Описание реализуемой за счёт средств ПСАЛ «Приоритет 2030» научной тематики «Демографические данные исторического населения России: системы сбора и анализа»:
1) Решаемая проблема. Проблема, на решение которой направлен проект, связана, с одной стороны, с нехваткой в отечественной социально-гуманитарной сфере, как фундаментальной, так и прикладной, подробных исторических баз социально-демографических данных индивидуального уровня, а, с другой стороны, с частой утратой понимания и критического отношения к методикам сбора этих данных.
Несмотря на обилие источников первичного демографического учета в российских архивах, общедоступность средств оцифровки и достаточную емкость профессионального сообщества, в России было создано крайне скудное число исторических баз данных. При этом практически все базы, созданные исследовательскими группами или генеалогами-энтузиастами, так и не вошли в общероссийскую академическую среду и недоступны исследователям. Невероятно трудо- и времязатратные продукты, созданные поколениями отечественных специалистов, оказываются невостребованными или утраченными вовсе с уходом своих создателей из активной академической жизни. Это приводит к нарастанию инерции исследовательских практик, игнорированию «революции микроданных» целыми поколениями аналитиков, которые оперируют лишь опубликованными агрегированными таблицами – очень узким однобоким срезом социально-демографического состояния общества. Наиболее ярко эта проблема проявляется в отечественной региональной социально-демографической аналитике населения XIX–XX в., которая чрезвычайно робко пытается осваивать новые исторические статданные, зачастую и вовсе не зная об их существовании.
Кроме того, серьезным слабым местом анализа статистики населения, в т. ч. современного, является поверхностное знание механизма сбора и обработки подобных данных, функционирования систем и мероприятий учета населения. Зачастую это проявляется в ошибочных результатах демографического анализа, деградации организационных практик уже современной статистики и, как следствие – общественном скептицизме в отношении участия в важнейших общегосударственных мероприятиях – общенациональных и специализированных переписях. Обыкновенным положением вещей в исследовательской среде является тиражирование историографических клише, а в управленческой сфере – полное забвение местными органами власти российского и советского локального статистического опыта XIX–XX вв., оперирование грубыми и устаревшими сведениями для анализа чувствительных местных проблем.
2) Актуальность решения обозначенной проблемы. Важность работы над описанными проблемами обуславливается целым рядом факторов. Главным и важнейшим из них является острая потребность в микроданных в условиях продолжающихся и, более того, интенсифицирующихся демографических трансформаций общества, в т. ч. российского. Представления о завершенности демографического перехода в развитых странах в конце XX в. не оправдались – масштабные изменения затрагивают все новые грани социального и демографического порядка, а начавшаяся в 2020 г. пандемия только обострила проблему, добавив в прогнозы новую переменную. В этих условиях большое значение обретает исторический опыт переживания обществом демографических преобразований в прошлом; наилучшим образом этот опыт сконцентрирован именно в подробных индивидуально ориентированных базах данных. Дополнительным аргументом и направлением использования подобных ресурсов является повсеместная практика удлинения временных рядов и персонификация данных в экономических исследования: результаты анализа сведений, охватывающих сотни лет, ложатся в основу передовых научных теорий и, как следствие, управленческих решений.
Вторым обстоятельством, повышающим значимость потенциальных результатов проекта, является разворачивающийся уже несколько десятилетий кризис систем учета населения, в т. ч. классической переписи населения. Продукт индустриального общества, «правильная» перепись населения с трудом реализуется инструментами современного государства и плохо отражает жизненные реалии современного населения, которое часто имеет мало общего с зафиксированной госорганами картиной. Распад концепции этого «тотального» мероприятия повышает значение разнородных специфических данных, в т. ч. локальных. Вероятно, в этих условиях будет полезно обратиться к опыту учета населения эпох, предшествовавших воцарению регулярной национальной переписи, когда массово были распространены местные демографические обследования, быстрые, гибкие и подчиненные живым нуждам локального сообщества.
Также значительную актуальность электронным историко-демографическим ресурсам придает рост запроса на исторические персональные данные в открытом доступе со стороны граждан: все больше и больше россиян проявляют интерес к истории своей семьи, а рынок коммерческой генеалогии оценивается специалистами уже в сотни миллионов рублей. Учитывая же, что российские архивы в период пандемии фактически приостановили свою публичную работу, функция оцифровки демографических источников становится востребованной как никогда.
Многие базы персональных данных, на основе ревизских сказок, местных переписей, метрических книг и т. д., созданные поколениями советских исследователей так и не были включены в общедоступную национальную систему. Одной из актуальных задач проекта является выявление таких пулов номинативных данных и создание алгоритма их интеграции в единый общероссийский ресурс на базе УрФУ.
3) Описание задач, предлагаемых к решению. В ходе проекта планируется выполнение следующих задач:
• выполнить поиск и анализ номинативных источников демографических данных поселений Урала, Русского Севера и Дальнего Востока XIX–XX вв.;
• оцифровать корпус выявленных источников, транскрибировать и интегрировать данные в «Регистр населения Урала»;
• осуществить качественную профессиональную критику сформированного корпуса в профессиональной среде, в т. ч. публичную путем создания коллабораций с учеными–представителями научных организаций из мест происхождения источников (Русский Север, Дальний Восток) и специалистов-демографов из Центра экономической истории Института истории археологии УрО РАН;
• проанализировать механизмы демографических обследований ряда российских поселений XIX–XX вв., в т. ч. локальных и национальных переписей на местах, обследований адресных столов и статорганов, реконструировать их проведение, вычленить структурно-функциональные свойства и особенности.
4) Практическая значимость ожидаемых результатов. По итогам реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
• Значительно расширен количественно и развит качественно публичный генеалогический электронный ресурс Уральского федерального университета «Регистр населения Урала» https://urapp-urgi.urfu.ru/ru/ за счет корпуса исторических персональных данных, оцифрованных коллективом НЦК, а также интегрированных материалов из личных и корпоративных архивов советских исследователей и генеалогов. Открытые ресурсы подобного типа имеют важное значение для бурно развивающейся генеалогической сферы, любительской и профессиональной; составляют важный элемент в политике сохранения культурного наследия, в данном случае – огромных массивов архивных документов; и опосредованно участвуют в формировании региональной, локальной и общенациональной гражданской идентичности;
• Другой стороной работы над оцифровкой документов станет уникальная закрытая исследовательская база данных, включающая исторические персональные данные не только жителей Урала, но и других регионов России. Возможности этой БД позволят проводить качественные, практически не имеющие аналогов глубокие исследования демографического порядка поселений XIX–XX вв., в т. ч. компаративных;
• Будет создан корпус источниковедческих и историко-демографических высокорейтинговых публикаций, которые, с одной стороны, будут максимально полно раскрывать механизмы сбора и учета демографических данных в России, а, с другой, демонстрировать потенциал созданных ресурсов через научную аналитику социально-экономического и демографического устройства сообществ, принятых к изучению.
5) План работ на 2022–2024 год.
• В первый год реализации будет осуществлен масштабный поиск первичных (номинативных) источников демографической информации (переписных листов, ревизских сказок, документов текущего учета), относящейся к населению Урала, Русского Севера и Дальнего Востока второй половины XIX – первой половины XX в. Научный коллектив выполнит их каталогизацию, первичный анализ и критику. Будет начата оцифровка демографической информации в электронные базы данных, получит развитие публичный электронный генеалогический ресурс «Регистр населения Урала». Сотрудники проекта приступят к изучению и анализу локальных исторических механизмов и практик учета населения России.
• Во второй год реализации проекта научный коллектив продолжит и углубит источниковедческий трек проекта, будет выполнен качественный анализ и критика ряда источников демографической информации, получит развитие публичный электронный генеалогический ресурс «Регистр населения Урала». Будет интенсифицировано изучение локальных исторических механизмов и практик учета населения России. Начнет реализовываться конкретно-историческое направление исследования, раскрывающее информационный потенциал оцифрованных источников через анализ важнейших характеристик исторического населения России.
• В третий год реализации проекта научный коллектив сосредоточится на исследовании конкретных демографических процессов исторического населения России XIX-XX вв. Также продолжится оцифровка источников демографической информации и развитие публичного электронного генеалогического ресурса «Регистр населения Урала».
Коллектив Научного центра компетенций руководствуется в своей работе Положением о научных центрах компетенций СМК-ПВД-7-01-287-2022, введённым в действие приказом №439/03 от 04.05.2022.

Key findings

Портфель "Научные центры компетенций"
Acronym4.62
StatusActive
Effective start/end date01/07/202231/12/2024

    Financing

  • Financing: Act 729 Government of the Russian Federation, contract № 075-15-2021-1331

ID: 33794094